Модели системы менеджмента качества (СМК)

     В связи с модернизацией в сфере образования и новыми нормативно-правовыми актами, каждому образовательному учреждению просто необходимо создавать и развивать систему менеджмента качества (СМК), как основу гарантии качества образования. В рамках внедрения СМК в образовательное учреждение, необходимо определиться на основе какой модели будет строится СМК. Рассмотрим основные модели построения системы менеджмента качества, их достоинства и отличия.


     Похожие темы Система менеджмента качества (СМК)

В настоящее время существует достаточное количество моделей, которые могут быть базовыми для построения системы менеджмента качества (СМК) в образовательном учреждении. В качестве базовых моделей СМК в образовательных учреждениях наиболее часто используются:

1. Модель совершенства EFQM;

2. Модель конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования (ранее модель Конкурса Минобразования России «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов»);

3. Типовая модель качества образовательного учреждения (Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ»);

4. Модель премии Правительства РФ в области качества и др.

     Каждая вышеперечисленная модель включает в себя критерии (компоненты) и показатели  выделенных критериев, на основе которых строится СМК образовательного учреждения.

           1. Модель совершенства EFQM или Модель Делового Совершенства Европейского Фонда  Менеджмента Качества - свободная конструкция, основанная на 9 критериях, используемых для оценки продвижения организации к Совершенству.

Модель признает множество подходов к достижению стабильного Совершенства организации. Превосходные результаты достигаются через основные компоненты данной модели Лидерство, его Политику и Стратегию, которые, осуществляются через Персонал, Партнерские отношения и Ресурсы и Процессы. Стрелы в схеме придают особое значение динамической природе Модели, показывая, что Инновации и Обучение помогают улучшить Возможности, которые, превращаясь ведут к улучшению Результатов. Положения Модели не имеют исчерпывающее значение, они изменятся, когда Совершенные компании разовьются и улучшатся.

            Главными достоинствами СМК, построенной с применением модели EFQM являются:

  • адекватное и своевременное реагирование вуза на изменения внешней среды;
  • получение возможности проложить путь к новым достижениям в области качества подготовки кадров, научно-исследовательской деятельности и т.п.;
  • творческий подход к принятию управленческих решений;
  • возможность в выявлении проблемного поля образовательного учреждения;
  • «ориентация на результаты», т.е. получение возможности оценки деятельности вуза через систему показателей и др.

       2. Модель конкурса Рособрнадзора является адаптированным для сферы образования вариантом моделей EFQM и Премии Правительства РФ. В соответствии с критериями этой модели ежегодно Рособрнадзор проводит конкурс среди вузов. На сегодняшний день с позиции качественной оценки эта модель наиболее полно учитывает особенности деятельности вуза и преимущества указанных выше моделей.

         Учитывая особенности модели конкурса Рособрнадзора СПбГУКИ проводит внутреннюю процедуру самооценки по критериям этой модели. Модель конкурса включает две группы критериев: первая группа критериев характеризует то, как организация добивается результатов в области качества подготовки специалистов, что делается для этого («возможности»), вторая группа критериев характеризует то, что достигнуто («результаты»).

       Первая группа включает критерии:

  • роль руководства в организации работ по обеспечению качества подготовки специалистов;
  • политика и стратегия в области качества подготовки специалистов;
  • использование потенциала преподавателей, сотрудников и обучающихся для обеспечения качества подготовки специалистов;
  • рациональное использование ресурсов (материальных, финансовых и людских);
  • управление процессами обеспечения качества подготовки специалистов.

       Вторая группа включает критерии:

  • удовлетворенность работодателей качеством подготовки специалистов вуза;
  • удовлетворенность преподавателей, сотрудников и обучающихся работой и учебой в вузе;
  • влияние вуза на общество;
  • результаты, которых добился вуз в отношении запланированных целей повышения качества подготовки специалистов.

     3. Существует также модель совершенствования деятельности образовательного учреждения («ЛЭТИ») в первую очередь, предназначена для стимулирования образовательного учреждения к применению принципов Всеобщего менеджмента качества (TQM) и поиску постоянного улучшения СМК. Под Моделью совершенствования деятельности образовательного учреждения понимается определенная совокупность критериев и составляющих, характеризующих основные компоненты деятельности образовательного учреждения с позиций менеджмента качества, а также описание «уровней совершенства» (квалиметрических шкал в виде матриц) всех составляющих, которые в совокупности определяют все процессы образовательного учреждения  направленные на достижение требуемых результатов по качеству. Модель содержит 9 критериев и 55 подкритериев и составляющих. К критериям относятся: Лидирующая роль руководства, Политика и Стратегия, Менеджмент персонала, Ресурсы и партнеры, Менеджмент процессов, Удовлетворенность потребителей, Удовлетворенность персонала, Влияние образовательного учреждения на общество, Результаты деятельности образовательного учреждения.

        В основу типовой модели качества образовательного учреждения («ЛЭТИ») положены Бельгийско-нидерландская модель улучшения качества высшего образования, основанная на модели Европейского фонда по менеджменту качества (EFQM), и модель конкурса Рособрнадзора и Рособразования «Системы обеспечения качества подготовки специалистов», которые дополнены стандартами и директивами ENQA, требованиями и рекомендациями стандартов серии ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001).

         4. Модель премии Правительства РФ в области качества, включает в себя два блока критериев. Первый блок "Возможности" состоит из 5 критериев: Лидирующая роль руководства, Политика и стратегия организации в области качества, Персонал, Партнерство и ресурсы, Процессы осуществляемые организацией. Второй блок "Результаты" состоит из следующих 4 критериев: Удовлетворенность персонала, Удовлетворенность потребителей продуктов и услуг, Влияние организации на общество, Результаты работы организации.

         Достоинства модели:

  • Модель базируется на принципах TQM и совпадает в значительной степени с моделью EFQM и последней версией стандартов серии ISO 9000:2000;
  • Благоприятный прогноз развития модели;
  • Добровольное участие в конкурсе;
  • Участие учитывается при прохождении процедуры комплексной оценки, предстоящей в 2007 году;
  • Благоприятный момент для участия;
  • Четкость и сжатость временных границ;
  • Высокий неформальный рейтинг качества подготовки;
  • Подготовка специалистов и наличие выпускающей кафедры по управлению качеством;
  • Контакты с экспертами;
  • Минимальные материальные затраты;
  • Подтверждение правильности выбора позицией лидирующих вузов по системам качества.

          Недостатки модели:

  • Нестабильность политики Минобрнауки РФ;
  • Отсутствие до сегодняшнего дня утвержденного «Руководства» за 2005 год;
  • Сжатость сроков;
  • Отсутствие формализованных стимулов и механизмов массовой мобилизации на выполнение ответственной работы в сжатый период у большинства сотрудников;
  • Слабое WEB представление и наличие белых пятен в показателях модели.

        Таким образом, не смотря на достоинства представленных моделей, каждая имеет свои недостатки  Большинство образовательных учреждений активно используют СМК на основе обобщенной типовой модели качества, основанной на процессном подходе и учитывающей все основные требования МС ISO 9001:2008 / ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и «Стандартов и директив ENQA», а также на основе выше перечисленных моделях разрабатывают свою собственную.

Для того чтоб начать реализацию выбранной модели, необходимо также разобраться с базовыми понятиями СМК, которые встречаются практически в любой модели. Основные понятий СМК рассмотрим в следующей статьи.