Система менеджмента качества (СМК)

   В настоящее время во многих организациях создается и развивается система менеджмента качества на основе ИСО 9000. Что такое система менеджмента качества (СМК)? Что такое ИСО 9000? Для чего эта система нужна и с чего начать для ее создания в организации? Эти и многие вопросы рассмотрены в этой и последующих статьях.   

 


  Требования к системе менеджмента качества (далее - СМК) организаций и предприятий описываются в международных стандартах серии ISO 9000. Идеи и положения теории  всеобщего менеджмента качества лежат в основе стандартов ISO 9000. Понятие СМК активно стало использоваться в России в рамках модернизации и развертывания системы менеджмента качества на основе обобщенной типовой модели качества «Национальный стандарт Российской Федерации: система менеджмента качества ГОСТ Р ИСО 9001-2008» (http://smk.nspu.ru/file.php/1/GOST_R_ISO/_9001-2008.pdf). Настоящий стандарт может использоваться внутренними  и внешними сторонами, включая органы по сертификации, в целях оценки способности организации выполнять требования потребителей, требования к продукции, являющиеся обязательными к исполнению в соответствии с действующим законодательством и собственные требования.

   Под СМК понимается совокупность организационной структуры организации, документации (внутренних положений, порядков документированных процедур, методических указаний, рабочих инструкций), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

    Для создания СМК в организациях создаются управления, отделы или назначаются сотрудники, но непосредственный контроль осуществляет руководитель организации. Сорганизовываются и проводятся различными организациями семинары, курсы повышения квалификации по темам системы менеджмента качества на базе стандартов серии ИСО 9000. Посещая семинары, понимаешь, что имеется множество примеров по созданию и развитию СМК на производстве, однако информация о системе менеджмента качества в образовательных учреждений  носила в основном теоретический характер. Не достаточно раскрывается практический опыт,а те кто имеют его, то не спешат с ним делиться.

    Когда читаешь теорию и слушаешь семинары системы менеджмента качества на базе стандартов серии ИСО 9000, то ясно одно, пока сам не начнешь заниматься  процессом построения системы качества - ничего не понятно. Понимание приходит в процессе работы СМК, со временем открываются новые и новые горизонты.


   В организациях создается СМК  с целью сертификации или с целью создания действующей системы качества и совершенствования системы управления. На сегодняшний день сертификат ИСО очень часто получается формально - не имея СМК. Можно иметь систему менеджмента качества в вузе, но не иметь сертификата ИСО. Лучший вариант это иметь сертификат ИСО и эффективную СМК.
   СМК создается и развивается  в организациях различных сфер деятельности: в производстве автомобилей (http://www.science-education.ru/108-9053), продуктов питания, в экологической сфере, в образовании и других сферах. СМК ориентировано  на контроль качества производимого товара или услуг, в сфере образования это качество образовательных услуг.

       Наличие СМК в образовательном учреждении прежде всего способствует:

  • повышению конкурентоспособности ,
  • упорядочивает процесс управления,
  • регламентирует все протекающие процессы,
  • способствует обеспечиванию качества образовательной деятельности,
  • способствует процессу самообследованию и многому другому.

   Качество образовательной деятельности проверяется на основе внешних и внутренних форм контроля. В настоящее время основной формой внешнего контроля качества деятельности образовательного учреждения является национальная система аккредитации. В области гарантий качества высшего образования в настоящее время наблюдается тенденция контроля качества образования не только на основе процедуры аккредитации, но и на основе внутренней самооценки управления качеством. Университет берет на себя ответственность за внедрение, использование СМК и оценку качества управления и образования. Основные модели построения системы менеджмента  качества будут рассмотрены в следующей статье.

 

 




32853bdbce3510231b15b1def92c5420?s=30
olgadod 21 июня 13:12
Танюша,ты умница!доступным и понятным языком описала абстрактную СМК!!!Так держать!
A4f275de6e4fd1186b577ec45e97f531?s=30
tanyatretyakova1 25 августа 15:53
Спасибо, буду стараться :)